Рассказывает Александр Васильев (начальник казачьего конвоя иконы):
В Оренбург крестный ход вышел 21 сентября. Там икона побывала во всех храмах. Затем мы отправились в Москву , а уже оттуда вылетели в Сербию. Первый посёлок, на нашем пути, назывался Белая церковь. После революции в нем нашли приют многие российские эмигранты. Кроме того, в начале прошлого века в этом населенном пункте учились наши кадеты. Некоторые их тетради до сих пор хранятся у жителей посёлка. В посёлке даже есть улица, которая называется «Русские кадеты».
Отмечу, что после революции множество российских учебных заведений было передислоцировано в Сербию. Часть из них располагалась именно в этом населённом пункте. Храм в Белой церкви также был построен эмигрантами. В нем мы и разместили на ночь Табынскую икону. Наутро крестный ход отправился на кладбище, где похоронены граждане Советского Союза и России (в том числе времён царской России).
Нас принимал сербский Владыка Никанор. Кстати, там нет благочинных, ведь страна очень маленькая. Интересно, что сербские священники носят кресты только в качестве награды (обычно это священнослужители в сане протоиерея). Такой у них обычай. Владыка рассказал нам о своей любви к России и трепетном отношении к ее святыням. С ним солидарны многие жители этой небольшой страны. Некоторые даже считают Сербию южной границей России. Косвенным подтверждением этого является установленный в городе Новый Сад памятник Сергию Радонежскому, который для сербов олицетворяет Россию. Около этого памятника нами был прочитан акафист.
В некоторые населённые пункты мы приезжали поздно ночью. Но, несмотря на позднее время, верующие люди стояли и ждали нас. Даже полицейские, которых не успели предупредить о приходе иконы, всё равно сопровождали нас на добровольной основе.
Побывали мы и на Дунае. Остановились в том месте, где советские войска в годы второй мировой войны форсировали эту реку. Наши войска потеряли здесь более 20 000 солдат.
Крестный ход с Табынской иконой Божьей матери посетил многие монастыри Сербии. Выстроены они по типу небольших крепостей: по краям здания находятся служебные помещения или кельи, а сам храм располагается внутри окружающих его стен. Это объясняется тем, что раньше здесь было очень много набегов на монастыри. Поэтому наружные стены и служили защитой от нападавших.
После революции государство забирало земли у монастырей и храмов. Сейчас сербские власти возвращают эти земельные наделы, а настоятели сдают их в аренду. На полученные деньги и восстанавливают свои храмы и монастыри.
Из Белграда мы поехали прямо на баррикады, разделяющие Косово между сербами и албанцами. Конечно, как таковой границы там нет. Вместо неё – различные завалы и заграждения, недалеко от которых и с той и с другой стороны проживают люди. Они живут в состоянии постоянной войны. Когда мы приехали к первому поселку, находящемуся в зоне баррикад, нас встретил глава этого населённого пункта. По его словам, появление Табынской иконы Пресвятой Богородицы и казаков около баррикад стало значительным событием для сербов. Это самая настоящая духовная помощь, которая появилась именно на самых тяжёлых участках, там, где люди уже 12 лет живут в состоянии войны.
Пятница, 5 августа
12:00 Прибытие крестного хода в поселок Березинский.
Отметим, что этот населенный пункт был основан в середине девятнадцатого века казаками-первопоселенцами и на протяжении долгого времени был центром станичного юрта, в который входили окрестные поселки Бородиновский, Куликовский, Натальинский, Углицкий, Чесменский и т.д. Казалось бы, именно здесь особенно должны быть крепки казачьи традиции. Тем не менее, ни одного из местных казаков у ДК, где была установлена икона, не наблюдалось. Не очень приятным сюрпризом оказалось и то, что листовки с информацией о крестном ходе в селе были сорваны баптистам. Как сообщила одна из местных жительниц, представители этого религиозного направления даже обходили дома, уговаривая селян не посещать планирующееся богослужение.
Тем не менее, на встречу с одной из главных святынь Урала пришли многие жители села. Вполне возможно, что желающих поклониться иконе было гораздо больше, но поскольку стояла середина трудового дня, многие просто не имели возможности отпроситься с работы.
По традиции казаки проносили икону над головами верующих. Люди опускались на колени, над ними проплывал образ Божьей Матери, а вокруг неумолчно звучали молитвы во имя Богородицы и Христа.
После встречи казаков хлебом-солью, иерей Артемий, настоятель Свято-Никольского храма, начал чтение акафиста Пресвятой Богородице.
Торжественное богослужение продолжалось более часа, а затем, после благословения батюшки, пришел черед выступлений гостей-казаков. Старший из них Александр Васильев поблагодарил жителей Березинского за достойную встречу и в подробностях рассказал историю данного крестного хода. Было поведано и о пути следования иконы: далее она отправится в Варненский район, посетит еще немало мест Челябинской и Оренбургской области, а в сентябре этого года Табынскую икону Богородицы ждут в Сербии. Кроме того, участники крестного хода выразили сожаление, что в поселке, бывшем когда-то центром казачьей жизни, в настоящее время нет даже небольшой часовни. И действительно, ранее в Березинском имелась деревянная Христорождественская церковь, но в настоящее время здесь даже не ведется сбор подписей на восстановление храма или создание молельной комнаты.
Еще один участник крестного хода Георгий Рожков выступил перед жителями поселка с небольшой, но пламенной речью о вреде алкоголя. В ней говорились, казалось бы, вполне очевидные вещи о вреде пьянства и о том, какой дурной пример даже время от времени выпивающий человек подает своим детям. Тем не менее, для многих из собравшихся на чтение акафиста эти слова были настоящим откровением. Простой и одновременно страшной оказалась мысль о том, что кто-то из нас спешит отдать последние деньги на приобретение спиртных напитков, тем самым фактически убивая себя собственными руками.
15:00. Поселок Натальинский
Это еще одно из древнейших казачьих поселений нашего района. Жители поселка встретили икону еще на въезде, у автобусной остановки, а затем проследовали за ней к местному Дому культуры. Здесь также состоялось чтение акафиста, после которого натальинцы получили возможность приложиться к святой иконе. Как и в Березинском в пос.Натальинский действовала «передвижная иконная лавка», где можно было приобрести иконы, свечи и оставить пожертвования для крестного хода.
Кроме того, служители Свято-Никольского храма раздавали всем присутствующим специальный выпуск «Приходского вестника» (бесплатный информационный листок нашего прихода), посвященный Табынской иконе Божьей Матери. На обратной стороне этого издания были размещены основные молитвы и славословия, звучавшие в этот день у иконы.
17:00 Поселок Порт-Артур...
...также был основан казаками (во времена планового переселения в начале двадцатого века). Многие из селян встретили икону еще на въезде в населенный пункт. Торжественное богослужение прошло у памятника, установленного воинам-землякам, ушедшим из Порт-Артура на фронт Великой Отечественной и русско-японской войны. Кстати, ранее на этом месте стояла церковь Казанской Божьей Матери. После акафиста, торжественных речей батюшки и его благословения жители поселка отправились провожать икону в дальнейший путь.
19:00 Село Светлое
Самый многолюдный крестный ход состоялся в селе Светлое. По словам о.Артемия, за иконой следовали более 300 человек. Поэтому чтение акафиста было решено проводить не в молельной комнате, а на открытом воздухе возле здания сельской администрации. После богослужения казаки были приглашены на трапезу. Ночь они провели в Светлом, а наутро отправились в районный центр.
Суббота, воскресенье 6-7 августа - Село Чесма
В течение двух дней икона пребывала в Свято-Никольском храме с.Чесма. Здесь проводились торжественные богослужения, а верующим был обеспечен свободный доступ к святыне: специально для этого на выходных храм работал допоздна.
Понедельник, 8 августа – крестный ход к святому источнику Параскевы Пятницы, посещение поселка Баландино
В 10 часов утра состоялся крестный ход с иконой к источнику святой Параскевы Пятницы. В нем приняли участие многие жители Чесмы. Все участники крестного хода, среди которых были и дети, и люди преклонного возраста, прошагали около 8 километров. У источника вновь прозвучал акафист Пресвятой Богородице, а затем чесменцы и гости нашего района отправились в поселок Баландино. Там также прошло богослужение, после которого все были приглашены на трапезу, организованную поселковыми активистами.
Из п.Баландино Табынская икона отправилась в с.Варна, где ее уже давно ожидали местные прихожане.